РАЗНОЕ

Бизнес ликбез: маржа и маржинальность – различие понятий

Каждое предприятие стремится к получению прибыли, растущей от периода к периоду. Для ее анализа используются специальные понятия, одним из которых является маржа. Это денежная разница между доходностью компании и понесенными ею издержками. Однако рост маржи не всегда говорит о том, что предприятие развивается, для получения более достоверной информации необходимо проводить расчет маржинальности. Рассмотрим на конкретном примере различие этих терминов.

Некая фирма «А» за январь получила денежную выручку 200 тысяч рублей. При этом ее переменные расходы составили 140 тысяч рублей. Вычислить маржу не составит труда: 200-140=60 тысяч рублей. В феврале выручка составила 240 тысяч, расходы также возросли до 170 тысяч. Расчет маржи говорит о ее росте: 240-170=70 тысяч рублей. На первый взгляд кажется, что компания переживает экономический рост, однако абсолютные цифры не дают возможности выяснить эффективность работы. Чтобы получить детальную информацию, следует воспользоваться калькулятором маржинальности или выполнить расчеты по формуле. Для получения искомой величины нужно маржу разделить на выручку и умножить на 100%.

Выполним расчеты.

  • Январь: 60/200х100% = 30%
  • Февраль: 70/240х100% = 29%.

Расчеты показывают, что в феврале маржа больше, однако маржинальность ниже. Следовательно, компания работала менее эффективно.

точка безубыточности и маржинальностьВ некоторых случаях маржинальность имеет отрицательное значение. Приведем пример. ИП занимается выпечкой тортов и получает заказ на изготовление праздничного изделия за 5 тысяч рублей. ИП приобретает продукты на 3 тысячи, выручка в потенциале должна была составить 2 тысячи. Однако из-за собственной ошибки предприниматель портит продукты, покупает их заново, вновь тратит 3 тысячи. В итоге все показатели отрицательные:

  1. Маржа: 5000 – 3000 – 3000 = -1000.
  2. Маржинальность: -1000 / 5000 х 100% = -20%.

Следовательно, данный предприниматель потерял 20% выручки при выполнении данного заказа.

безубыточностьРасчет маржинальности необходим каждому современному предпринимателю, который стремится анализировать бизнес-процессы и повышать эффективность своей работы. Если показатель растет, это говорит о том, что предприятие развивается. Однако постепенное падение показателя – знак того, что имеет место потеря финансовых ресурсов, поэтому нужно проводить детальный анализ и выявлять, где компания теряет в деньгах. Достаточно часто причиной снижения маржинальности становится увеличившаяся стоимость доставки продукции, для решения проблемы достаточно заключить договор с другой транспортной компанией. Рост цены закупки, о котором закупщик «забыл» проинформировать – еще один распространенный фактор.

Для успешного ведения бизнеса важно иметь представление о его эффективности, поэтому проводить расчет маржинальности следует регулярно, тем более что особой сложности в этом нет.

Похожие записи

Бензин Калоша: идеальный растворитель широкого спектра

Динамика курса Ripple за все время

Критерии выбора сантехнических перегородок