Актер Леонтьев рассказал, что Никита Михалков помог ему с операцией отца , true true true
21 октября Никите Михалкову исполнилось 80 лет. К юбилею «Газета.Ru» поговорила с его друзьями и коллегами — о выдающемся таланте и человеческих качествах одного из величайших представителей нашего кинематографа.
Евгений Стеблов, работал с Михалковым в «Я шагаю по Москве», «Перекличке» и других проектах:
— Мы знакомы лет с 15, когда были в драматической студии при Театре Станиславского — друзьями тогда еще не являлись. А потом встретились на картине «Я шагаю по Москве» и сблизились. Подружились же на фильме «Перекличка».
И наша дружба всегда была творческой. Но началась с конфликта — спорили о природе подвига. Я считал, что истинный подвиг — бессознательный. А Никита — что сознательный.
Мы с ним вместе писали, у нас есть сценарий, который, к сожалению, не реализовался. Речь про проект «Барьер» — историю о человеке в концлагере. Текст создавали перед брежневской эпохой, но с ее наступлением поняли, что сценарий уже вряд ли будет реализован.
Одно время Михалков мне делал комплименты, что я лучше артист, чем он. Серьезно это не воспринимал, но уже потом понял, что в тот момент в нем рождался режиссер. В Щукинском училище он удачно поставил отрывок «12 разгневанных мужчин», спустя годы снимал по этой ситуации фильм. И экранизировал мой рассказ — это была одна из его первых лент как постановщика, она называлась «А я уезжаю домой». Снимали в Крыму, главную роль играл Сережа Никоненко. Помню свое ощущение после просмотра — осознал, что мой друг Никита Михалков является талантливым режиссером. У нас, повторюсь, никогда не было бытовой дружбы. Хотя иногда ходили вместе по ресторанам. При этом выпивкой не увлекались. Я имел честь быть знакомым не только с самим Никитой Сергеевичем, но и с другими членами его семьи. Все они — большие труженики, всегда вкалывали.
Я всегда болею за Никиту Сергеевича. И когда вижу в прессе уколы в его адрес, становится неприятно. Потому что пишут неправду. Он очень трогательный человек, очень талантливый, очень трудоспособный, фантастически трудоспособный. Умеет дружить. Хочу ему пожелать, чтобы не было никаких физических проблем и чтобы он смог воплотить в жизнь все свои замыслы.
Ольга Хохлова, снималась у Михалкова в фильме «12»:
— В юности, когда сомневалась, кем быть — может, геологом, или стюардессой, или балериной, — я посмотрела фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино». И моя жизнь изменилась — приняла решение стать артисткой и только артисткой. Конечно, мечтала сниматься в кино у Никиты Сергеевича так страстно, что когда мы встретились на пробах фильма «12», разволновалась и бросилась к нему с поцелуями.
До сих пор для меня загадка, почему Никита Сергеевич меня утвердил: или пробы ему понравились, или я его очень крепко поцеловала. Шутки шутками, а история реальная.
На съемках были наши мастодонты — Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Сергей Газаров, Сергей Маковецкий, Александр Адабашьян… Было на площадке человек 50 в сцене суда. Я прикоснулась к этой атмосфере предельного внимания, уважения, трепета, глубочайшего понимания актера и любви к нему. Такое отношение — или, я бы даже сказала, служение актеру, искусству — меня ранило на всю жизнь. И теперь ищу это искусство в каждом начинании, в каждом проекте.
Никита Сергеевич Михалков — уникальный, единственный, искренний, тонкий, трепетный, незаменимый, любимый, великий.
Карен Шахназаров:
— Никита Сергеевич — выдающийся кинорежиссер и актер, фигура огромного масштаба в нашей культуре. И не только в культуре — в общественной жизни. К юбилею хочется пожелать Никите Сергеевичу здоровья и сохранения той творческой энергии, с которой он работает на благо нашей великой страны.
Виталий Максимов, художественный руководитель видеоотдела «Студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова»:
— Это великий человек и потрясающий мастер. Я знаком с ним 40 лет — и 32 года работаю в его студии. Когда-то портрет Никиты Сергеевича висел во всех парикмахерских, сберкассах, конторах, где трудилось много женщин. Висели календари, на которых Никита Сергеевич в соломенной шляпе улыбался в свои замечательные усы и глядел на всех проходящих. Женщины его очень любили и любят по-прежнему, потому что он красивый, талантливый, успешный, всемирно известный кинорежиссер, сценарист, общественный деятель.
Помню, как Джеральдина Чаплин, дочь Чарли Чаплина, приехав в Москву, встала на колено перед Никитой Михалковым на сцене. Это была не показуха, а ее искреннее отношение к величию, о котором мы с вами говорим, творческому величию. Мне вспоминаются слова французского актера Пьера Ришара, который сказал, что во Франции Россия представляется в образе книг Достоевского, Тургенева, Толстого, Чехова. А если брать кинематограф, то в фильмах Никиты Михалкова. Ален Делон говорил, когда завершал кинокарьеру, что если его пригласит сниматься Михалков, он, несмотря на решение об уходе, отзовется. Или Тарантино, я это слышал сам, сказал, что был воспитан в том числе и кинематографом Никиты Михалкова.
Сегодня его день рождения, ему 80. Но этот возраст невозможно Михалкову пристроить, потому что он всегда остается молодым, энергичным, самоотверженным, добрым, очень талантливым человеком.
Полную галерею можно посмотреть
в отдельном репортаже Смотреть фото
Анастасия Имамова, снималась у Михалкова в «Солнечном ударе»:
— Никита Сергеевич — личность огромного масштаба, невероятного таланта и энергии. Работать с ним было огромным удовольствием, я безмерно благодарна судьбе, что мне посчастливилось сниматься в его потрясающей картине «Солнечный удар». Мы много готовились с Никитой Сергеевичем к роли Татьяны, он настолько тонко направлял и помогал, что мне даже не хватает слов это описать — остались только самые яркие эмоции и впечатления.
Никита Сергеевич невероятно чувствует актеров. Он, как сканер, считывает, куда направить, как помочь и как реализовать то, что в тебе заложено, чтобы воплотить именно тот образ, который видит. Очень запомнилось то, как я приходила на репетицию — и он встречал меня с раскрытыми объятиями, говорил: «Прекрасная, дорогая, талантливая, раскрывай свои крылышки, лети, лети, лети!» После этих слов понимала — смогу сыграть любую сцену, так как режиссер мне настолько доверяет и верит меня, что дает карт-бланш.
У меня есть два ярких воспоминания с Михалковым. Первое — кастинг. Никита Сергеевич устроил личную встречу с актерами, все происходило в присутствии продюсеров, сценаристов, помощников на «Мосфильме». Когда дошла очередь до меня и мы начали общаться, сердцебиение зашкаливало от ответственности. В тот момент он сказал: «Ну что, приступим?» А я ему напрямую заявила: «Знаете, мне кажется, вы можете меня утвердить без проб». Он спросил: «Почему?» Я ответила: «Потому что подхожу на роль идеально! А сейчас мне надо бежать». Конечно, в тот момент понимала, что трушу и пытаюсь избежать прямого кастинга, но мне ужасно хотелось получить эту роль. И моя наглость возымела успех! Он сказал: «Хорошо, дорогая, ты тут утверждена, беги».
Другое воспоминание — первый съемочный день в Швейцарии. До этого мы готовились около недели: грим, костюмы, каждое утро репетировали несколько моих сцен. И вот наступил момент «икс»: увидела множество камер вокруг, партнеров, Никиту Сергеевича, который сидел за монитором, и почувствовала такое напряжение, что растерялась. Сцена была классная, сильная, но я настолько потеряла ориентир и собранность, что когда дали «мотор», повернулась к камере и сказала: «Не могу». Никита Сергеевич переспросил: «Что ты не можешь?» Я снова: «Не могу». «Понял, подожди, я сейчас прибегу», — ответил он.
Подошел ко мне и еще раз уточнил: «Что ты не можешь?» А я твердила: «Не могу, не могу играть дальше». Он же с огромной силой треснул меня кулаком по спине и спросил: «А сейчас ты можешь?» «А сейчас все могу!» — ответила я. После этого мы сняли сцену за два дубля.
От всего сердца хочу пожелать Никите Сергеевичу здоровья, а также чтобы все его идеи — нынешние и будущие — реализовались наилучшим образом. Дай вам Бог, Никита Сергеевич, сил, здоровья, счастья, а главное — радости и возможности реализовать ваш огромнейший талант в этой жизни. Благодарю вас от всего сердца за наше творчество и за то, что вы есть.
Авангард Леонтьев, снимался у Михалкова в «Утомленных солнцем», «Сибирском цирюльнике» и других проектах:
— Самая сильная сторона Никиты Михалкова — его глубокий талант, и актерский, и режиссерский. У него множество киношедевров, начиная от «Свой среди чужих, чужой среди своих». Это первый фильм Михалкова, на премьеру которого меня пригласили артисты театра «Современник», сыгравшие там прекрасные роли: Константин Райкин и Юрий Богатырев. Я был в восторге от ленты и с тех пор за его произведениями всегда следил.
Вторым ключевым качеством Никиты Сергеевича я бы назвал его умение работать с артистами, добиваться от них нужного результата, способность делать так, чтобы они играли хорошо. Пока не добьется этого, с артистов не «слезет». И мытьем, и катаньем, но в основном — любовью, будет окунать в эфир любви к профессии, материалу, роли, работе. Он очень здорово умеет сотворять, и поэтому все всегда мечтали у него сниматься, включая меня.
Нельзя не сказать и про человеческие качества Никиты Михалкова. Когда мой отец тяжело заболел, нужно было качественное лечение. Я встретил знакомого хирурга, взявшегося сделать серьезную операцию. Но хирург работал в другом районе — и чтобы попасть именно к нему, нужно было ходатайство значимого лица.
Я обратился к Никите — не сможет ли Сергей Владимирович Михалков, депутат Верховного Совета, дать такое ходатайство? Никита сделал это сразу, без напоминаний. И даже само ходатайство доставила мне жена Никиты Таня. Такая отзывчивость дорогого стоит.
Присоединяюсь к поздравлениям многочисленных почитателей его творчества.
Станислав Садальский, снимался с Михалковым в «Вокзале для двоих»:
— Никита — один из тех деятелей культуры, который умеет «варить кашу». При всех властях — это семейное. Поздравляю, как артиста обожаю.
Что думаешь? Комментарии
