25 февраля 1959 года родился культовый советский и российский режиссер Алексей Балабанов. Его боготворили за «Брата», обвиняли в неполиткорректности за «Войну», критиковали за «Морфий» и ненавидели за «Груз 200». Но так или иначе эти и другие его фильмы навсегда вошли в золотой фонд российского кинематографа. В день, когда Балабанову могло бы исполниться 65 лет, «Газета.Ru» вспоминает о примечательных фактах из его жизни и творчества.
В детстве мастерил «бомбы»
Свою семью Алексей Балабанов называл «номенклатурной»: мать режиссера руководила Свердловским институтом курортологии и физиотерапии, а отец работал редактором на местной киностудии в отделе научно-популярных фильмов. Вспоминая о своем детстве, Балабанов подчеркивал, что его родители много работали и часто ездили в командировки, поэтому он «рос хулиганом» и придерживался правила «все побежали, и я побежал». В одном из интервью режиссер признался, что от своих сверстников он отличался разве что любовью к химии: «Я любил делать бомбы из наборов «Юный химик». Я знал много разных составов, смешивал и взрывал».
Играл в рок-группе
В школьные годы Алексей больше увлекался музыкой, чем кино. В 1975 году он вместе с друзьями организовал рок-группу «Кери»: Балабанов играл на гитаре, а его одноклассник Евгений Горенбург (ныне известный в Екатеринбурге организатор рок-фестивалей) — на пианино и электрооргане. Репертуар молодых людей состоял из хитов The Beatles, The Rolling Stones, Deep Purple, Led Zeppelin и других популярных у советской молодежи рок-коллективов. Однажды группа «Кери» даже заняла первое место на городском конкурсе политической песни: правда, исполняли ребята совсем не «битлов», а гимн чилийских коммунистов. Спустя 40 лет Горенбург заявил в интервью, вспоминая те времена, что Балабанов «играл на гитаре очень плохо, а пел вообще просто отвратительно».
Служил в армии военным переводчиком
В 1981 году Алексей Балабанов окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков и поступил на армейскую службу военным переводчиком. За два года в армии он посетил Эфиопию, Анголу, Гвинею, Южный Йемен и Сирию, а также один раз побывал в Афганистане. Впоследствии режиссер рассказывал, что собственный армейский опыт, а также истории, услышанные им от сослуживцев, нашли отражение в нескольких его картинах.
Предпочитал костюмам тельняшку
Алексей Балабанов не любил излишнего внимания к своей персоне, что сказывалось не только на общении с публикой, но и на манере одеваться. Смокинги и костюмы для красных дорожек кинофестивалей режиссер брал напрокат, а в повседневной жизни предпочитал тельняшку, привычка носить которую осталась у него со времен службы в армии (последние месяцы Балабанов служил в военно-морском флоте).
Написал сценарий к своему первому фильму за одну ночь
Первым игровым фильмом Алексея Балабанова стала короткометражная лента «Раньше было другое время», снятая им в 1987 году во время учебы на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Сценарий к картине режиссер написал за одну ночь, а позже — поскольку денег на декорации и гонорары актерам у него не было — договорился с администрацией популярного свердловского ресторана «Старая крепость» на ночную съемку. Уже в самом заведении он уговорил посетителей не расходиться и сыграть массовку, а в качестве приглашенных звезд задействовал своих друзей – музыкантов группы Nautilus Pompilius. Кстати, название фильма — цитата из песни Бутусова «Никто не поверит» из альбома «Невидимка» 1985 года.
Снимал «Брата» в собственной квартире
На заре карьеры Алексей Балабанов жил в коммунальной квартире на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге вместе со своей второй женой Надеждой Васильевой. В это же время друг режиссера — тогда еще начинающий актер — Виктор Сухоруков делил коммуналку на Васильевском острове с соседом-алкоголиком. Друзья придумали обмен: Балабанов с женой переехали на «Ваську», а сосед Сухорукова — в комнату режиссера на Лиговском. Позже в этой самой коммуналке Балабанов снимет несколько ключевых сцен для первого «Брата».
Не заплатил актерам за съемки в «Брате»
Из-за очень скромного бюджета съемочная группа «Брата» экономила на всем: многие актеры согласились участвовать в фильме за символические деньги или вообще бесплатно. Остался без гонорара и автор саундтрека «Брата» Вячеслав Бутусов: музыкант снялся в фильме и предоставил свои песни взамен на обещание режиссера создать для него клип на песню «Во время дождя».
Заставлял актеров говорить чужими голосами
Большое внимание Алексей Балабанов уделял озвучке своих картин. Режиссер называл этот процесс повторной съемкой и был уверен, что игра одного актера в озвучке другого дает фильму «дополнительную энергию». Так, в «Брате» и «Брате 2» Виктор Сухоруков (Витя Багров) говорит голосом Алексея Полуяна, Сергей Мурзин (бандит по кличке Круглый) — голосом Александра Строева, Дарья Юргенс (проститутка Даша) — голосом Натальи Даниловой, а Роман Токарь (таксист, который подвозит Данилу Багрова до Брайтон Бич) — голосом Юрия Стоянова. Не обошлось без обмена голосами и в криминальной комедии Балабанова «Жмурки»: здесь Алексей Панин (бандит Серега) говорит голосом комика Юрия Гальцева, в то время как голос самого Панина достался Сергею Глазунову (студенту-медику).
Покупал одежду для актеров в секонд-хенде
Скромный бюджет отразился не только на гонорарах актеров, но и на их костюмах. Например, ставший легендарным серый свитер главного героя был куплен женой Балабанова (по совместительству художником по костюмам фильма) Надеждой Васильевой в секонд-хенде за 35 рублей. Самому режиссеру свитер показался «слишком крутым», поэтому в фильме Данила Багров носит поверх него дешевую болоньевую ветровку. Для Багрова-старшего Васильева нашла одежду в своем гардеробе: зеленое пальто, в котором Татарин ходит в первом «Брате», она купила в Германии во время съемок фильма Балабанова «Замок».
Научил актрису водить трамвай
Во время съемок «Брата» актерам и членам съемочной группы пришлось осваивать новые навыки. Так, актриса Светлана Письмиченко, сыгравшая в первом фильме подругу главного героя Свету, научилась водить трамвай, а оператор Сергей Астахов — перевоплотился в дальнобойщика и сел за руль грузовика, на котором Данила Багров уезжает в Москву в финальной сцене. Во втором фильме оператор снова выступил в неожиданном амплуа: когда американские пиротехники отказались от создания самопала для главного героя, Астахов смастерил его за час из латунной трубки, железных скрепок и марганцевых опилок.
Любил снимать без каскадеров
В фильмах Балабанова актеры часто снимали трюки самостоятельно, без участия каскадеров: режиссер хотел, чтобы в опасные моменты в глазах его героев действительно читался страх. Например, в первом «Брате» Сергей Бодров на ходу запрыгивает в трамвай, а в «Войне» Ингеборга Дапкунайте сама плавает в ледяной реке с быстрым течением. Но больше всего «досталось» Алексею Чадову: «Мой первый личный «фактор страха» случился в 20 лет в горах на съемках фильма «Война», когда меня в ледяную речку бросили с автоматиком – «на, воюй». Вот там я конкретно испугался, мы чуть не утонули на плоту».
Приводил в свой дом бездомных
Алексей Балабанов был человеком неравнодушным и очень сочувствовал людям, попавшим в беду. По воспоминаниям Надежды Васильевой, он часто приводил к ним в квартиру бездомных людей, чтобы они согрелись и поели. После чего показывал им свои фильмы: «Они же не могут сходить в кино».
Что думаешь?