Официально майское падение продаж новых автомобилей в РФ составило 6,7%, но данные регистрации дают куда более драматичную картину – минус 18%!
С отчётом Ассоциации европейского бизнеса по итогам продаж новых машин за май мы знакомили читателей две недели назад. Напомним, что отчёты АЕБ составляются по данным, которые сообщают сами автомобильные компании или их региональные представители. Эти данные далеко не всегда отражают реальный спрос, так как представительства и дилеры могут манипулировать цифрами в собственных интересах – как правило, ради получения от головной компании бонусов за хорошие показатели. Статистика регистраций новых автомобилей в ГИБДД даёт более точную картину состояния рынка, но загвоздка в том, что в открытом доступе её нет. Тем не менее эта статистика регулярно попадает в автомобильные и деловые СМИ. Например, в январе регистрационными данными за 2018 год с нами поделился «Автостат», и на их основе мы узнали объёмы серого импорта в России и количество реализованных дилерами «прошлогодок».
Теперь свежие данные о регистрациях автомобилей оказались в распоряжении газеты «Коммерсантъ», из которых следует, что в мае на учёт поставлено 124,5 тысячи машин, на 18% меньше, чем в мае 2018-го. АЕБ, напомним, даёт цифру в 137,6 тысяч проданных автомобилей и падение на 6,7%. Выходит, что реальный спрос на 9,6% ниже декларируемого, а в марте, по данным газеты, расхождение было ещё выше – 13%, то есть никакого роста продаж на 1,8% на самом деле в марте не было, и рынок валится как минимум с февраля, набирая ускорение.
Даже официальные 6,7% – это много и говорит о том, что рынок фактически вошёл в фазу кризиса, но 18% – уже признак пике и надвигающейся катастрофы, которая сулит очередные уходы мировых брендов с нашего рынка и закрытие заводов, как это сейчас происходит с Фордом.
По данным газеты, один из главных манипуляторов с цифрами продаж – компания Renault, а точнее её дилеры, которым сверху спускают слишком оптимистичные планы по продажам. Дилеры выполнить их не могут, но чтобы не лишиться премий и бонусов, врут о реальных продажах, тогда как значительная часть фигурирующих в отчётах машин пылится на складах – продавцы надеются их сбыть как-нибудь потом, не брезгуя в том числе мошенническими схемами. При этом даже по цифрам АЕБ продажи Renault в мае сократились на 13%, то есть дела в любом случае идут плохо.
Конечно, дилеры французской марки очень надеются, что их вытянет Arkana, на которую «Рено Россия» делает большую ставку и сформировала весьма привлекательный прайс-лист на этот купеобразный кроссовер. Беда в том, что денег на новые машины у россиян становится всё меньше, и даже 999 тысяч за базовое исполнение Арканы для многих сегодня неподъёмная сумма – реальных доходов хватает только на квартплату, еду, покупку недорогих «тряпок» и, возможно, поддержание на ходу имеющейся старенькой машины. Если раньше менеджеры среднего звена покупали калининградскую «трёшку» BMW, Шкоду Октавию или хотя бы Ford Focus, то теперь они целевая аудитория бренда Lada, который сватает им кросс-универсал Granta Cross, – это, в принципе, всё, что нужно знать о текущем состоянии российского рынка.
19.06.2019