ОБЩЕСТВО

Иван Охлобыстин рассказал, можно ли воспитать патриотизм

Выступления российских артистов в новых регионах необходимы, таким образом местные жители понимают, что «их не оставили», считает писатель, актер и сценарист Иван Охлобыстин, который сам регулярно ездит туда. На днях в издательстве АСТ у Охлобыстина вышла новая книга — «Великая тушинская зга». В интервью ТАСС по случаю презентации книги он рассказал, планирует ли продолжать писать дальше, а также поделился, что ждет возвращения своего друга актера Михаила Ефремова на сцену и что не общается с покинувшими РФ артистами, назвав их позицию нечестной.

— Не секрет, что вы патриотичный человек. Как считаете, можно ли это качество воспитать?

— Я думаю, патриотизм воспитывается. Врожденный патриотизм — это аномалия. Патриотизм приобретается в течение жизни, в том числе благодаря окружению. В конце концов ты понимаешь, что ты часть этого. Это основание твоего патриотизма, потому что ты не можешь себя не любить, это естественная вещь.

— Ранее вы выступали с заявлением о необходимости создания идеологической программы, направленной на воспитание патриотизма у детей и молодежи. А как именно это видите?

— Нужно пользоваться уже давно проверенными методами — методами художественного просвещения: кино, литература, объединяющие фестивали. Просто правильно нужно градус брать. Патриотизм слишком деликатная тема, чувственная, ее выразить словом особо и нельзя. Нужно правильно формировать архитектуру общения с молодежью. Нужна максимальная искренность, молодые люди это ценят. Мы упустили несколько поколений, сделали это по любви. Мы вышли из звонких 90-х, и нам так хотелось, чтобы у наших детей было все, чего у нас не было, что мы забыли обо всем остальном. Мы начали им покупать айфончики, плейстейшены, возить их гулять по Испаниям, если были деньги.

— А должны были делать что?

— Надо было в большей степени делиться тем, что пережили, и рассказывать, какие уроки извлекли из пережитого. Но нам казалось, что мы травмируем их этим опытом, а на самом деле нет. Сейчас есть определенные разногласия в поколениях. Сейчас война отцов идет, в основном воюют мужики 40–50 лет, а детки очень так осторожно смотрят. И этому есть пояснение — идеологии нет. И я не уверен, что ее можно искусственным путем создать.

— Нет ли у вас страха за свою безопасность?

— Я устал бояться, честно говоря. Мне 57 лет, я мало и так боялся в жизни, а сейчас уж начинать-то зачем, если не привык? Если бы я боялся, я бы не был тем, кто я есть, и у меня не было бы детей

— В ноябре прошлого года вы говорили, что хотели стать военным священником в зоне проведения СВО, но тогда ваш запрос отклонили.

— Не одобрили.

— Нет новостей по этому поводу?

— Пока нет.

— Как вы в целом оцениваете наше положение сейчас в контексте СВО?

— У нас нет обратного пути, поэтому только победа — глобальная победа.

— Не сомневаетесь в победе России?

— Вообще не сомневаюсь. Даже если у нас не будет ни одной ракеты, ни одного танка, гвоздь ржавый будет, мы все равно победим по определению. Но это было изначально понятно. Странно, что высокохудожественные, умные и мудрые люди не понимают этого: Артемий Троицкий (музыкальный критик, признан в РФ иноагентом — прим. ТАСС) должен понимать, Макаревич (Андрей, лидер группы «Машина времени», признан в РФ иноагентом — прим. ТАСС) должен понимать, Шендерович (Виктор, публицист, признан в РФ иноагентом — прим. ТАСС) должен это понимать. Они вроде бы умные люди.

— Однако…

— Однако ум и мудрость — разные вещи.

— Ваш крестник Артур Смольянинов (признан в РФ иноагентом) тоже выбрал определенную сторону.

— Он хороший парень, но глупый. Он попал под влияние и ляпнул по дурости лишнее, потом по гордыне не отрекся от этого, не раскаялся. У него очень высокий уровень самомнения. Дальше решил еще чего-то сказать лишнего, и получилось на статью.

— Не общаетесь с ним?

— Конечно, нет.

— Многие артисты выступают с концертами в присоединившихся к РФ регионах. Как считаете, насколько это важно? Поддерживаете ли этих артистов, общаетесь с ними?

— Конечно. Общаемся ровно в той степени, насколько знакомы. Там Джанго (российский музыкант — прим. ТАСС), там Сережка Галанин, Ольга Кормухина, сестра моя рок-н-ролльная. Там много кто. Я считаю, что это необходимо. Мы несем ответственность за людей, которые там живут. Мы не можем прийти — уйти.

— Какая миссия таких выступлений?

— Самое главное — люди понимают, что их не оставили. Однажды в Донецке одна пара — мужчина и женщина — сказали мне: «Спасибо вам, что вы с нами!» И я это слышу очень часто, это самое главное.

Им это не для того, чтобы веселиться, а чтобы понимать, что их не оставят. Там сейчас сердце России, там сейчас формируется новая история, новый генофонд, новое понимание нации, там формируется все.

— Многие артисты с момента начала проведения спецоперации уехали из России, как вы на это смотрите? Может быть, с кем-то продолжаете общаться?

— Общаться не продолжаю, потому что они далеко и нам не о чем особо разговаривать. Их позиция глупая, я считаю, странная и нечестная. Настоящий артист не работает, он служит своему народу. В сложные времена он должен утешать, развлекать, отвлекать, и он не существует вне среды.

— Может быть, стоит вообще запретить, например, песни артистов, которые покинули Россию?

— Нет, нельзя запрещать их творчество, это будет глупо. Это творчество принадлежит не им, это принадлежит тому времени, той среде и тем людям, которые доверили им петь эти песни, вдохновили их на эти песни. Это наша общая культура.

— Иван Иванович, вы на протяжении почти шести лет снимались в «Интернах», можете ли выделить этот период отдельной страницей своей жизни?

— Да. Во-первых, я отдал долги. До этого времени мне этого никак не удавалось, у меня большая семья, и никогда доходная часть не покрывала расходную. А тут каждый день у меня были съемки, часто с переработкой, за которые мне хорошо платили. «Интерны» — это отдельный жанр.

— Персонаж, которого вы там играли, довольно своенравный. Эта роль не мешала вам в жизни, не была клеймом?

— Нет. Мне везло на такие роли — я либо каких-то сумасшедших играл, либо каких-то юродивых. Я всегда играю каких-то шумливых людей, хотя в жизни я сангвиник, не особо шумливый-то. Не флегматик, но и не истерик.

— Поговорим о вашем друге актере Михаиле Ефремове…

— Он был тамадой на моей свадьбе, он очень помог с организацией. Нас объединяет больше семейная жизнь, чем творческая.

— Но творческая все-таки тоже вас объединяет, скажем, вы ставили совместно несколько спектаклей в «Современнике». Как считаете, Михаил Ефремов вернется на сцену?

— Я очень надеюсь. Конечно, ему уже будут недоступны какие-то водевильно-комедийные вещи, но он прекрасный режиссер, он человек театра, настоящего театра, он любит свою аудиторию. Я думаю, что в качестве режиссера в «Современнике» том же самом, это родной его дом, он очень нужен сейчас. Сейчас появляются новые режиссеры, но он бы не помешал культуре.

— Вы сейчас какое-то общение поддерживаете?

— Я ездил к нему, Гарик (Сукачев — прим. ТАСС) недавно ездил к нему. Все нормально, он поправил свое здоровье. Единственное, у него зубы выпали нижние. Мы сейчас думаем, как сделать так, чтобы можно было их восстановить.

— А новые проекты обсуждаете на будущее?

— Трагедия случилась перед тем, как он должен был ставить мою пьесу «Пар». Он обратился ко мне с просьбой написать пьесу, это после пандемии было. Я его попросил сформулировать тезисно, что хочет. Миша сказал тогда, что многие чувствуют приближение какой-то катастрофы, но не понимают, откуда и как она к нам придет. Тогда я написал ему пьесу «Пар».

На суде он держал в руках синюю папку, там был акафист Николаю Угоднику и пьеса, он жил этим. Видимо, его травмировала ситуация, ведь он очень совестливый человек. То, что случилось, — это аномалия, он истерзал себя, и единственный вариант как-то отвлечься от этого — погрузиться в пьесу.

— О чем она?

— Собираются взрослые люди лет 40–50 играть в футбол либо в хоккей, а потом идут в баню. Мужчины разные: один — генерал, другой — либеральный журналист, третий — губернский какой-то чиновник. Без всякой водки и женщин, просто отдохнуть. Но из-за проблем с электричеством постепенно все превращается в катастрофу, из которой живым не выходит никто.

— Вы надеетесь, что он вернется на сцену?

— Да. Ему деваться некуда просто.

— Как сейчас обстоят дела с вашим проектом о жизни в Донбассе «Просто жизнь»? Развиваете его, какие планы?

— Не знаю пока. Я отвлекся, меня Дмитрий Певцов привлек к педагогической работе. Я набрал в Институте современного искусства актерский курс.

— Этот проект пока вообще оставили?

— Пока да. У меня на тот момент была задача отвезти караван с гуманитаркой, а заодно отснять людей, простых людей, которые живут и переживают это все, в основном светских людей.

— Расскажите о ближайших планах. Какие-то новые проекты с вашим участием снимаются?

— Из-за того что часть артистов оказались морально неустойчивы и через Верхний Ларс убежали не пойми куда, у меня тайфун. Продюсеры на всякий случай изменили даты съемок, и у меня один проект накладывается на другой. Отказать никому нельзя, иначе я всех подведу. Там целая паутина этого всего и каждый день съемки.

— А конкретней?

— Отсняли «Холоп-2», который выйдет под Новый год. «Больше чем футбол» — это спортивный фильм. Я, кстати, никогда не был фанатом футбола, я регбист в прошлом, но с увлеченными людьми сейчас работаю. На очереди сериал «Суррогатная мать» и еще четыре проекта. Также закончились съемки сериала «Полярный-3».

— Вы презентовали свой новый роман «Великая тушинская зга», есть ли еще планы написать что-нибудь?

— Пока не знаю. Это как любовь — приходит всегда неожиданно

ОбществоОльга КормухинаАртемий ТроицкийИван ОхлобыстинДмитрий ПевцовМихаил ЕфремовАртур СмольяниновМашина времени

Похожие записи

Использование вторичного сырья

Власти Хайнаня планируют открыть прямой рейс из Москвы

admin

Стала известна цена вульгарных стульев из кабинета Дурова

admin