КУЛЬТУРА

Режиссер Альфред Хичкок родился 125 лет назад

Ровно 125 лет назад на свет появился Альфред Хичкок. Ко дню рождения великого постановщика «Газета.Ru» составила азбуку его имени — в нее вошли термины и понятия, имеющие ключевое значение в творчестве автора.

А — Альфред Хичкок

13 августа 1899 года в Лондоне родился один из важнейших кинематографистов в истории — Альфред Хичкок. Признанный мастер саспенса, король триллера и детектива, за свою продолжительную карьеру Хичкок снял более 50 картин, многие из которых оказали колоссальное влияние на несколько поколений режиссеров — и даже на целые жанры.

Б — блондинка

Англичанин, следовательно, джентльмен, следовательно, предпочитает блондинок. «Хичкоковская блондинка» — характерный для фильмов режиссера женский типаж. Красивая, утонченная, но «холодная» дама со светлыми волосами появляется почти в каждом втором фильме Хичкока. Этот образ окончательно сформировался в 50-е годы, на пике творчества постановщика. Чаще всего в таких ролях у него снимались Грейс Келли и Ингрид Бергман.

В — вуайеризм

С помощью монтажа и особой манеры поведения камеры в своих фильмах Хичкок часто добивался того, чтобы изображение имитировало человеческий взгляд. Таким образом он превращал зрителя в вуайериста, подсматривающего за героями сквозь щелочку. Сами они (герои), впрочем, тоже нередко занимались чем-то подобным: на подглядывании и наблюдении, например, построен весь сюжет фильма «Окно во двор».

Режиссер Альфред Хичкок родился 125 лет назад

Г — газлайтинг

Термин «газлайтинг», обозначающий форму манипулятивного психологического насилия, при котором насильник заставляет жертву сомневаться в собственной адекватности, происходит от названия и содержания фильма 1944 года «Газовый свет» с Ингрид Бергман в главной роли. По иронии, авторство этой картины иногда приписывают Хичкоку, хотя в действительности ее снял Джордж Кьюкор. Однако нет дыма без огня: в ранние годы Хичкок занимался написанием рассказов, и одной из его первых опубликованных работ стала история о женщине, которую группа мужчин связывает и бросает в реку. Уверенная, что умирает, героиня вдруг просыпается у зубного: все это было лишь галлюцинацией от наркоза. Этот рассказ назывался «Газ».

А может, и не было никакого Джорджа Кьюкора…

Д — детектив

Детективный сюжет — один из самых распространенных в фильмографии Хичкока. Однако расследованиями в его картинах чаще занимаются случайные люди, ставшие жертвами обстоятельств, а не профессионалы. Полицейских же режиссер недолюбливал.

Е — еда

На протяжении всей жизни у Хичкока складывались сложные отношения с едой, и связанное с этим беспокойство (как и многие другие фобии) просочилось в его кинематограф. Конкретным блюдам отведены важные функции, например, в фильмах «Психо» и «Окно во двор», но подробнее хочется остановиться на ленте 1946 года «Дурная слава». В ней комбинация кулинарии и фирменного хичкоковского саспенса (о нем речь пойдет ниже) стала неожиданным инструментом обхода цензуры. По действовавшему тогда кодексу Хейса, экранный поцелуй не мог длиться больше трех с половиной секунд. Поэтому в ленте целующиеся герои Кэри Гранта и Ингрид Бергман регулярно прерываются, чтобы обсудить предстоящий обед (жареную курицу). Благодаря этому сцена растягивается на несколько минут.

Ж — жестокость

Триллеры и детективы не могут обойтись без жестокости и насилия, поэтому и в фильмах Хичкока не наблюдается их дефицита. Исследователи, как правило, рассматривают эти мотивы в фильмографии режиссера с фрейдистских и лакановских позиций (вглядываясь в человеческую сексуальность), но есть и другое мнение. С точки зрения профессора Дэвида Гумберта, на творчество Хичкока удачно накладывается трафарет миметической теории франко-американского антрополога Рене Жирара: человеку свойственно подражание определенному образцу и соперничество с ним, что неизбежно приводит к конфликту, а он, в свою очередь, разрешается лишь путем насилия.

З — зритель

Хичкок проворачивал своеобразные манипуляции со зрителем как внутри своих картин, так и снаружи. С одной стороны, режиссер всегда снимал зрительское кино — в том смысле, что оно в любом случае было для других, сам он отказывался его смотреть. С другой, в какой-то момент Хичкок, присвоивший права на дистрибуцию собственных работ, фактически лишил публику доступа к пяти самым известным своим картинам. В прессе их даже назвали «запрещенной пятеркой»: «Головокружение», «Окно во двор», «Веревку», «Неприятности с Гарри» и «Человека, который слишком много знал» толком нельзя было увидеть с 1961 по 1983 год (со смерти постановщика прошло около трех лет). Почему именно Хичкок не давал добро на показы картин, до сих пор неизвестно.

И — извращение

Для своего времени фильмы Хичкока были достаточно радикальными и смелыми в вопросах демонстрации табуированного поведения и фетишистских практик. Для обхода цензурных ограничений кинематографист активно использовал метафоры и визуальные рифмы (вроде поезда, стремительно входящего в туннель, — или страстного поглощения еды). Полноценная обнаженная натура появилась у Хичкока в кадре только в его предпоследнем фильме «Исступление» (если не считать сцены в душе из «Психо»).

Режиссер Альфред Хичкок родился 125 лет назад

К — камео

Хичкок обожал сниматься в камео в собственных фильмах. Обнаружить режиссера можно практически во всех его поздних работах — как правило, в образе случайного прохожего.

Л — лаконичность

Хичкок был одним из ярчайших приверженцев принципа «показывай, а не рассказывай», причем режиссер всегда старался в самые сжатые сроки выдать зрителю максимум информации. Золотым образцом здесь, пожалуй, служит открывающая сцена из триллера «Окно во двор». За три минуты с помощью нескольких панорамных планов Хичкок успевает продемонстрировать место действия, его обитателей, царящую там обстановку, а также главного героя — и его историю. И все это — без слов.

М — макгаффин

Макгаффином называют предмет, которым стремятся обладать герои произведения, на чем и строится его сюжет. Этот термин придумал сценарист и частый хичкоковский соавтор Ангус Макфайл, а сам Хичкок подхватил и популяризовал. Одним из первых фильмов, использующих макгаффин, стала лента «Тридцать девять ступеней». В ней же, к слову, впервые возник образ «хичкоковской блондинки» — его на экране воплотила Мэдлин Кэрролл.

Н — невинно осужденный

Невинно осужденный — один из самых распространенных у Хичкока тропов: из 53 его фильмов 11 обращаются к сюжету с ошибочным опознанием, после которого невинного героя обвиняют в преступлении и преследуют. По словам режиссера, так у аудитории возрастает ощущение угрозы — сопереживать легче тем, кто столкнулся с несправедливостью, чем виновным, скрывающимся от правосудия.

О — оптика мужчины

Известный термин «мужской взгляд» был введен критикессой Лорой Малви как раз в эссе, где анализировались фильмы Хичкока. Тот самый взгляд зрителя в его картинах, по мнению Малви, это взгляд гетеросексуального мужчины-протагониста. С точки зрения критика Роджера Эберта, все женские персонажи в лентах Хичкока были похожи друг на друга — и похожим образом демонстрировались зрителю, а в конечном счете оказывались так или иначе унижены.

П — поезд

Еще один частый гость хичкоковского кадра — поезд. Во-первых, это красиво. Во-вторых, это удобный нарративный инструмент, который позволяет замкнуть действие в одном пространстве, не жертвуя стремительностью, и задать понятные временные рамки. А в-третьих, на поезде можно с ветерком промчаться мимо кодекса Хейса (см. букву «и»).

Режиссер Альфред Хичкок родился 125 лет назад

Р — режиссер

Хичкок еще в 1927 году объявил, что «по-настоящему художественные кинокартины создаются одним человеком», и сравнил этот процесс с сочинением симфонии единственным композитором. Почти 30 лет спустя поклонник и последователь режиссера Франсуа Трюффо сформулировал целую теорию авторских фильмов — его статья-манифест «Одна тенденция во французском кино» вошла в число ключевых теоретических публикаций для истории кинематографа.

С — саспенс

Мастер саспенса — этот титул навечно закреплен за Хичкоком, который всегда предпочитал интригу неожиданности. Сам режиссер любил приводить следующий пример в качестве иллюстрации: «Два человека завтракают, под столом находится бомба. Если она взорвется, будет неожиданно. Но вот если не взорвется…»

Т — триллер

Триллер был главным жанром в карьере Хичкока, стремившегося волновать зрителя и ввергать его в тревожное ожидание (см. букву «с»). Согласно классификации сценариста и исследователя Эрика Р. Уильямса, триллер входит в число одиннадцати супержанров, причем, как правило, сочетается с одним из остальных десяти. Хичкок был неподражаем как минимум в трех таких комбинациях: детективном триллере, психологическом и шпионском.

У — ужас

Где-то недалеко от триллера обитает хоррор — и иногда их границы немного размываются. Фильм «Психо», ставший самой успешной работой Хичкока за всю карьеру, до сих пор вызывает споры из-за своей жанровой принадлежности. Многие считают его одним из ранних образцов слэшера — поджанра фильмов ужасов, где убийца кромсает героев чем-то острым.

Режиссер Альфред Хичкок родился 125 лет назад

Ф — форма и содержание

Одним из основных принципов, которых Хичкок придерживался в кинопроизводстве, было соблюдение баланса формы и содержания. Сам кинематографист приводил в пример художника, рисующего вазу с фруктами. По мнению режиссера, никого не интересуют фрукты сами по себе — важную роль играет техника художника, которая провоцирует зрителя на эмоции. Главной ценностью любого искусства он считал получаемый опыт. На взгляд Хичкока, важна не просто история, а то, что с ней делают.

Х — хичкоковский

Немногие режиссеры удостаивались собственного прилагательного, но Хичкок — один из них. «Хичкоковский» — относящийся к кинорежиссеру Альфреду Хичкоку, связанный с ним; свойственный его фильмам. Оксфордский словарь английского языка утверждает, что слово используется как минимум с 1930 года, — тогда послужной список постановщика приближался к двум десяткам картин.

Ц — цвет

Хичкок много работал как с черно-белым изображением, так и с цветным. Революционную технологию «Техниколор» кинематографист впервые использовал в криминальном триллере «Веревка» и исторической драме «Под знаком козерога», выпущенных в конце 1940-х, однако после них он на несколько лет вернулся к ч/б. Последней «бесцветной» картиной Хичкока стал хоррор «Психо», снятый за скромный бюджет командой телесериала «Альфред Хичкок представляет».

Режиссер Альфред Хичкок родился 125 лет назад

Ч — чай

В разных публичных выступлениях Хичкок неоднократно отмечал, что с актерами нужно обходиться, как со скотом; после съемок фильма «Птицы» режиссер с особой теплотой отзывался о задействованных в ленте пернатых, поскольку те «хотя бы делают, как им скажут». Хичкок был англичанином, и нервы он предпочитал успокаивать чаем. Причем чаепитие завершалось сюжетным поворотом: по словам звезды фильма «Леди исчезает» Маргарет Локвуд, Хичкок бросал пустую чашку через плечо, чтобы та разбилась. Объяснял он это якобы тем, что процесс снимает напряжение: «Гораздо лучше, чем ругать актеров».

Ш — шпионаж

Хичкок регулярно возвращался к жанру шпионской ленты и в сумме снял двенадцать фильмов про шпионов (два из них — оригинал и авторемейк «Человека, который слишком много знал»). Пожалуй, самая известная картина Хичкока в этом направлении — «К северу через северо-запад», вышедшая в 1959 году, — предвосхитила эстетику «бондианы» (ее первый фильм «Доктор Ноу» с Шоном Коннери вышел в 1962-м).

Э — эдипов комплекс

В лентах Хичкока часто встречается образ властной матери, причем появляться в его картинах такие героини стали после смерти матери самого режиссера в 1942 году. Словенский философ Славой Жижек, рассматривавший творчество кинематографиста с точки зрения лакановского психоанализа, выделяет хичкоковскую трилогию о раздутом материнском суперэго: «К северу через северо-запад», «Психо» и «Птицы».

Ю — юмор

Хичкок был в равной степени силен как в драматическом, так и в комедийном кино, а сам обладал достаточно специфическим чувством юмора: часто отпускал сальные шуточки и устраивал пранки (довольно изощренные, а иногда и жестокие).

Я — яйцефобия

Хичкок страдал от овофобии (она же яйцефобия). По его словам, яйца вызывали у него сплошное отвращение и он никогда в жизни их не пробовал.

Режиссер Альфред Хичкок родился 125 лет назад

Что думаешь?

Похожие записи

Гермионы на него нет. Почему «Гарри Поттер» Дэниел Рэдклифф боится женитьбы

admin

«Падение дома Ашеров». Как из литературы Эдгара Аллана По сделали готических «Наследников»

admin

«Тот концерт Клинтон вспоминает до сих пор». Интервью Игоря Бутмана — о джазе, хоккее и зарубежных гастролях

admin