КУЛЬТУРА

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

В Русском музее Петербурга представили рисунки и акварели Карла Брюллова

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Рисунки и акварели Карла Брюллова донесли до нас жизненные, убедительные и полные очарования образы простых людей XIX века. В этих небольших по формату, нередко трогательных или ироничных произведениях автор грандиозного полотна «Последний день Помпеи» предстает совсем с другой стороны. Для многих посетителей выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова» зал, посвященный акварелям Брюллова, станет настоящим открытием. Какие работы мастера можно увидеть на экспозиции, которая проходит в Михайловском дворце Русского музея в Санкт-Петербурге — в материале «Газеты.Ru».

«На исповеди»

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Академическая система художественного образования в начале XIX века требовала идеализации в образах героев живописных произведений, назидательности в изображаемых сюжетах, и в целом — подражания известным образцам искусства Древней Греции и Рима. Всем этим Карл Брюллов овладел в совершенстве, как видно, например, по его дипломной работе «Явление Божие Аврааму у дуба Мамврийского в виде трех ангелов».

«Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов»

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Но молодому художнику хотелось и иного искусства. Став лучшим выпускником Академии, Брюллов отправился в пенсионерскую поездку в Италию. В Риме он обзавелся привычкой подолгу «пропадать» на улицах города, наблюдая за жизнью простых людей. Художника интересовали не только национальные наряды и обычаи, он хотел запечатлеть эмоции горожан, их настроения и разнообразные жизненные ситуации. Карл Брюллов пожелал показать красоту «простой натуры… которая нам нередко более нравится, нежели строгая красота статуи» — так говорил сам художник. Для первой трети XIX века это было смелое решение.

«Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Такие шедевры, как «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» сторонники официального искусства мягко критиковали, говоря, что в них «больше приятности, нежели соразмерности». Но необычайная одаренность великого Карла никем не подвергалась сомнению. За картину «Итальянское утро» сам император Николай I подарил недавнему выпускнику Академии художеств бриллиантовый перстень и пожелал иметь еще одну подобную (парную) работу. Так появилось знаменитое произведение «Итальянский полдень».

«Итальянский полдень»

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Помимо всемирно известных живописных полотен, Карл Брюллов во время своих путешествий по разным странам написал множество акварельных работ с изображением сцен из жизни простых людей. Ничего подобного в русском искусстве начала XIX века не существовало: «итальянские жанры» художника стали абсолютным новаторством.
Некоторые акварели изображают совершенно будничные, как бы «подсмотренные» в жизни ситуации.Например, «Итальянская семья (в ожидании ребенка)». Их очень увлекательно изучать: несмотря на малый формат, они наполнены множеством деталей, замечая которые, зритель получает более полное представление о героях и обстоятельствах их жизни.

«Итальянская семья (в ожидании ребенка)»

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

«Итальянские жанры» Брюллова пользовались невероятной популярностью. Их заказывали целыми «партиями»! «По желанию ее сият[ельства] графини [М. Д.] Нессельроде я обещал ей написать пять картин, представляющих разные национальные и характеристические сцены Рима», — писал сам художник и перечислял далее других заказчиков, которым также обещал по две или сразу по пять акварелей (тогда акварели было принято называть картинами).

В некоторых работах отразилась не только наблюдательность, но и фантазия, а иногда и чувство юмора Карла Брюллова. Драматическая история связана с акварелью «Приход на бал в Смирне» из коллекции Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского: эта работа очень понравилась Александру Пушкину.

«Приход на бал в Смирне»

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Сюжет произведения наверняка был отчасти придуман художником. Изображенная сцена вызвала восторг и смех у первых зрителей. В их числе был Александр Пушкин. По воспоминаниям Аполлона Мокрицкого, одного из учеников Брюллова, поэт «хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище». Художник отказался, потому что уже обещал акварель княгине Салтыковой. Тогда Пушкин встал на колени и начал умолять Карла: «Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня; отдай мне это…». Брюллов до конца своих дней жалел, что не подарил рисунок Пушкину, погибшему вскоре после этого эпизода.

«Сон бабушки и внучки»

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Есть среди акварелей Брюллова и ироничные фантазии, изобразительные новеллы, в которых художник выступает как рассказчик забавной истории. Таковы, например, его «Сны»: «Сон Бабушки и внучки» и «Сон монашенки».

«Сон монашенки»

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Очарование и новаторство: чем удивляют акварели Карла Брюллова

Всего известно около полутора тысяч графических листов Карла Брюллова, большая часть которых сегодня находится в собрании Русского музея. В это число входят и акварельные портреты, которые требуют отдельного разговора.

Карл Брюллов не был бунтарем и не стремился противопоставить себя академической системе. Его новаторство стало естественным выражением огромного таланта, которому было тесно в рамках существующих ограничений, и художник обходил некоторые правила, как будто почти не замечая их. Акварели Брюллова сегодня менее известны, чем его большие живописные работы, отчасти из-за особых требований к их хранению. Выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова» в Русском музее предоставляет посетителям уникальную возможность познакомиться с этой стороной творчества гениального художника.

Что думаешь? Комментарии

Похожие записи

Когда и где проходит главный пивной фестиваль, история праздника, интересные особенности Октоберфеста

admin

В России вышел триллер «Конклав» с Рэйфом Файнсом

admin

Кто такой Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса Христа, и почему его казнили

admin