Столичные власти всё-таки выиграли дело в суде, так что теперь ЦОДД не придётся платить штраф.
Разбирательство в суде между ГИБДД и Центром организации дорожного движения (ЦОДД) началось в конце 2018-го. В прошлом году столичные власти установили несколько знаков меньшего размера по сравнению со стандартными (50 x 50 см). Речь идёт о знаках «Уступи дорогу» и «Пешеходный переход». Помимо этого на пересечении Анадырского проезда и Минусинской улицы (на северо-востоке Москвы) ЦОДД повесил экспериментальный объединённый указатель «Парковка для инвалидов».
Такое решение в ГИБДД посчитали нарушением требований к дорожным знакам и правилам их установки (то есть ГОСТ 52289 и 52290). В документе указано, что размер знака «Уступи дорогу» должен быть 90 x 90 см, а «Пешеходный переход» – 70 x 70 см. Помимо этого стоянка для инвалидов должна обозначаться не одним знаком, а двумя — «Парковка» и соответствующей информационной табличкой.
Как сообщает «Коммерсант», в результате ведомство вынесло два постановления. Первое по статье 12.34 КоАП «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности движения при содержании дорог». По нему штраф для ЦОДД составил 200 тыс. рублей. Второе постановление было вынесено по статье 12.33 КоАП «Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений» (штраф – 300 тыс. рублей). Сначала ЦОДД пробовал обжаловать эти штрафы в Бабушкинском районном суде, но не получилось. Этот суд согласился с позицией ГИБДД, согласно которой экспериментальные знаки, угрожающие безопасности движения, должны устанавливаться по согласованию с инспекцией.
В итоге ЦОДД обжаловал это решение в Мосгорсуде. А тот, как выяснилось на днях, вынес решение в пользу столичных властей. Судья пояснил, что основной спор развернулся вокруг трактовки юридической силы предварительного национального стандарта (ПНСТ). Росстандарт ввел этот документ в ноябре 2017 года. Согласно ему, у городов есть право на «нескоростных» улицах устанавливать знаки размером 50 x 50 см. При этом в ГИБДД решили, что ПНСТ носит рекомендательный характер и не может противоречить действующим нацстандартам. В ЦОДД же настаивали на том, что применение ПНСТ не требует согласования с ГИБДД (и можно использовать его в одно время с национальными стандартами).
В ходе рассмотрения дела Мосгорсуд решил, что ПНСТ должен применяться «наравне с действующими стандартами». Также, по словам судьи, он может служить основой для проектирования улично-дорожной сети и организации «безопасного и удобного движения». Заместитель председателя Мосгорсуда Елена Базькова отметила, что ПНСТ может «вступать в расхождение с существующими практиками», но при этом положения стандарта должны применяться при «условии обеспечения БДД». Она также подчеркнула, что ЦОДД создал требуемые условия: так, «маленькие» знаки были установлены на двухполосных улицах, где лимит скорости не более 60 км/ч. Указатели были хорошо видны и освещены.
В итоге требования по согласованию с ГИБДД были сочтены излишними, так как собственно организацию дорожного движения ЦОДД не изменил. По словам столичных властей, не было зафиксировано ни одной аварии из-за уменьшенных знаков. Хотя ранее в ГИБДД отмечали рост числа наездов на пешеходов на спорном участке. В ЦОДД добавили, что такие знаки уже давно применяются в европейских мегаполисах, которые сопоставимы с Москвой.
Недавно Kolesa.ru рассказывал об очередном ПНСТ, в разработке которого принимает участие ЦОДД. Он должен дополнить российские дороги турбоперекрёстками и квадратными светофорами. Первые должны снизить аварийность и повысить пропускную способность участков примерно на 20-30%, вторые обещают быть более заметными.
15.07.2019