Россия председательствует в объединении в четвертый раз В России стартует XVI саммит БРИКС
Сюжет Саммит БРИКС-24 В Казани начинается XVI саммит БРИКС. РБК проанализировал результаты объединения за 18 лет его существования, а также как менялся круг обсуждаемых его участниками вопросов
22 октября в Казани начинается XVI саммит БРИКС. Как заявил накануне журналистам помощник президента России Юрий Ушаков, на него приедут делегации из 36 стран и от шести международных организаций, в том числе 22 главы государства и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
Принимающая саммит Россия председательствует в БРИКС в четвертый раз. Ее нынешний девиз— «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности». По словам президента России Владимира Путина, Москва уже провела порядка 200 мероприятий и выполнила план председательства более чем на 80%.
РБК проанализировал, как почти что за 20 лет эволюционировало объединение, какие проекты оно реализовало и с какими сложностями сталкивается.
Чем БРИКС отличается от других международных организаций
БРИКС— это не блок и не альянс, как НАТО или Европейский союз, а скорее «клуб по интересам». У объединения нет устава, единой валюты, общего бюджета, секретариата или иных наднациональных структур. Шерпа России в БРИКС, заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков, рассказывая накануне саммита в Казани о минусах формата, обратил внимание на то, что интересы стран-членов совпадают не всегда и поэтому на согласование решений уходит много времени и сил. «Отсутствие уставных документов, регламентирующих обязательства сторон, то обстоятельство, что решения являются отражением политической воли государств, определенная волатильность взаимодействия, которая испытывает на себе динамику текущих международных процессов и смены приоритетов правительств, тоже, безусловно, присутствует»,— сказал он, подчеркнув при этом, что преимущества от взаимодействия внутри БРИКС «с лихвой» перекрывают все эти недостатки.
Центральное место в повестке БРИКС занимают экономические вопросы— именно на этой площадке страны-участницы, в частности, обсуждали, как справляться с последствиями глобального финансового кризиса 2008 года и пандемии COVID-19. При этом участники объединения особо отмечают, что в сумме на них приходятся больше трети глобального валового внутреннего продукта (ВВП) и почти половина мирового населения. Владимир Путин в обращении к Деловому форуму заявил, что к 2024 году доля объединения в мировом ВВП превысила показатель «Большой семерки». «1992 год, «Группа семи»— 45,5%. А в этотже год страны БРИКС, 1992 год— 16,7% мирового ВВП. А сейчас, 2023 год, наше объединение— 37,4%, а «Группа семи»— 29,3%. Разрыв увеличивается, и он будет увеличиваться, это неизбежно»,— сказал он.
Объединение БРИКС (BRICS) возникло в июне 2006 года. Тогда по инициативе Москвы на полях Генассамблеи ООН встретились министры иностранных дел Бразилии, Индии, Китая и России. О том, чтобы в 2009 году провести первый саммит в Екатеринбурге, они договорились в 2008 году на полях G8 в Японии. Сама идея названия— акроним из первых букв названий четырех стран— возникла благодаря аналитической записке руководителя отдела глобальных экономических исследований американской финансово‑инвестиционной компании Goldman Sachs Джима О'Нилла: в 2001 году он предложил использовать БРИК для обозначения четырех наиболее динамично развивающихся стран, которые могут занять лидирующие позиции в мировой экономике
Как шло расширение БРИКС и кто в нем участвует
У БРИКС было две волны расширения. В 2010 году к БРИК присоединилась ЮАР, и к названию добавили букву С (South Africa). Запустить вторую волну в 2022 году предложил Китай— чтобы «повысить представленность объединения и его влиятельность в мире». К августу 2023 года, когда в Йоханнесбурге прошел XV саммит, заявки в объединение подали 20 стран. В БРИКС пригласили шесть— Аргентину, Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовскую Аравию, Эфиопию. Из этих стран 1 января 2024 года однозначно вошли в БРИКС четыре— Египет, Иран, ОАЭ и Эфиопия.
Аргентина планировала вступить в организацию, но в конце 2023 года новый президент республики Хавьер Милей от этого отказался (по сообщению Bloomberg, повременить с участием в БРИКС его попросил Евросоюз на фоне конфликта на Украине). По-прежнему не определен статус Саудовской Аравии. Она получила приглашение в БРИКС и была в списке стран, которые в 2024 году в него вступили, но Эр-Рияд этого не подтвердил— ни заявлениями, ни участием в мероприятиях формата. Рябков называл членство Саудовской Аравии в БРИКС неоспоримым фактом, однако министр торговли королевства Маджид аль-Касаби говорил, что Саудовская Аравия к формату официально не присоединилась. На саммите в Казани королевство будет представлять министр иностранных дел— принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд. Как заявил представитель Кремля Дмитрий Песков, статус Саудовской Аравии в БРИКС прояснят в ходе этого саммита.
В сентябре этого года агентство Bloomberg сообщило, что Турция подала заявку на вступление в БРИКС. Официальных подтверждений этому со стороны Анкары не было. Тем не менее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган примет участие в саммите в Казани. «В БРИКС давно сложилась традиция, которая заключается в том, что наряду с членами объединения на саммит приглашают страны в так называемом формате аутрич,— говорил глава МИД России Сергей Лавров в интервью РБК.— Например, в июне, когда в Нижнем Новгороде я проводил совещание глав внешнеполитических ведомств, среди гостей присутствовал Хакан Фидан, министр иностранных дел Турецкой Республики. Сейчас в такомже качестве приглашен президент Эрдоган».
Работать с третьими странами БРИКС стал с начала 2010-х— для этого он запустил формат «БРИКС плюс/аутрич», впервые в этом формате переговоры прошли в 2013 году на саммите в Дурбане (ЮАР). По словам Рябкова, разница между «плюс» и «аутрич» в том, что в «БРИКС плюс» участвуют все страны, которые не входят в объединение, а в «БРИКС аутрич»— государства, которые находятся в географической близости от страны-председателя. Именно поэтому на саммит в Казани Россия пригласила своих соседей по СНГ. Тема заседания этого формата в Казани— «БРИКС и глобальный Юг— совместное строительство лучшего мира». Сейчас БРИКС разрабатывает категории стран-партнеров— так называемые ступени, которые странам надо будет пройти до полноценного членства.
До 2023 года у БРИКС не было четких критериев членства— их согласовали на саммите в Йоханнесбурге, но они по-прежнему не сведены в какой-либо официальный документ. Судить о том, какие параметры согласовали лидеры БРИКС, можно лишь по заявлениям их представителей. По словам Лаврова, прежде всего в расчет принимают «вес, авторитет, значение той или иной страны-претендента» и ее позицию на международной арене; к государствам-единомышленникам он отнес страны, которые поддерживают многополярность, необходимость более демократичных и справедливых международных отношений, настаивают на повышении роли глобального Юга в механизмах глобального управления. Рябков в числе критериев также называл «абсолютное безусловное неучастие в каких-либо односторонних санкционных режимах, направленных против кого-либо из нынешних участников БРИКС».
По словам помощника президента России Юрия Ушакова, в той или иной форме к БРИКС хотят подключиться 33 страны— об этом, например, говорили власти Буркина-Фасо, Турции, Сербии, Шри-Ланки. Консенсуса на тему расширения в БРИКС пока нет. «Некоторые из нынешних стран-членов считают, что лучше остановиться на десятке. Другие выступают за дальнейшее расширение: более того, даже называют конкретные страны, которые моглибы быть приняты в качестве членов»,— сказал Ушаков 10 октября, отметив, что этим вопросом лидеры займутся в Казани. Так или иначе, Москва считает, что в расширении пока надо «взять паузу», «чтобы «переварить» вновь прибывших».
Каких экономических успехов добился БРИКС
С расширением БРИКС в 2024 году номинальная экономическая мощь объединения выросла до $28,3 трлн (суммарный ВВП в текущих ценах по итогам 2023 года, по данным МВФ), или 36% мирового ВВП по паритету покупательной способности. В странах БРИКС проживает около 45% населения планеты (примерно 3,6 млрд человек).
Однако экономическая разнородность и пока еще низкий уровень торговой интеграции (например, в 2023 году Россия существенно нарастила товарооборот с Китаем и Индией, до общей суммы $305 млрд, но с Бразилией и ЮАР он остается невысоким— лишь $13 млрд в 2023 году) ограничивают возможности БРИКС по влиянию на мировую торговлю и международную валютную систему, утверждали аналитики Центрального банка Франции в феврале 2024 года. В то время как доля расширенного БРИКС в глобальном экспорте составляет 25%, лишь 15% из этого показателя (или 3,7 п.п.)— это поставки в другие страны объединения, а 85% (21,1 п.п.)— экспорт в остальные страны мира, приводит Банк Франции данные своих расчетов.
Но интенсивность торговли внутри блока растет, отмечают в Boston Consulting Group (BCG). В частности, западные санкции привели к перенаправлению российского экспорта как раз в страны БРИКС, особенно в Индию и Китай, указывают в BCG.
В финансовой сфере страны БРИКС достигли двух юридически оформленных решений: в 2014 году был создан многосторонний Новый банк развития (НБР) и организован пул условных валютных резервов общим объемом $100 млрд, резюмирует в своем обзоре The Dark Side of the BRICS: The Lack of Legal Definition исследователь Марта Боно из Университета Палермо. «В текущем году хотим завершить переговоры о том, чтобы страны, если они будут испытывать давление на платежный баланс, могли получать средства из этого пула в национальных валютах»,— говорила глава Банка России Эльвира Набиуллина в январе 2024 года. НБР называет себя международным институтом и соблюдает западные санкции в отношении России (которая владеет 18,98% в капитале банка), новые проекты НБР в стране поставили на паузу.
Уставный капитал НБР— $100 млрд. Цель банка— финансирование инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития членов БРИКС и развивающихся стран. Он концентрируется на проектах в таких сферах, как чистая энергия и энергоэффективность, транспортная инфраструктура, водоснабжение и санитария, охрана окружающей среды, социальная и цифровая инфраструктура. Как указано на сайте НБР, начиная с 2016 года банк вложился в 138 проектов. Они распределились между семью странами: Китай (35 проектов), Индия (34), Бразилия (31), Россия (18), ЮАР (14), Бангладеш (4), Египет (2).
В последнее время на фоне санкций представители России называли несколько инициатив, которые, по их словам, обсуждаются в рамках БРИКС: это и возможное создание постоянного налогового секретариата, и разработка «платежно-расчетного контура» для внешнеторговых операций, и создание депозитарной системы BRICS Clear. «Создание децентрализованной системы учета и обращения ценных бумаг— очень правильная инициатива, ее необходимо всеми силами поддерживать. Насколько я знаю, коллеги из НРД (Национальный расчетный депозитарий. — РБК) начинают тестирование с Египтом и Ираном»,— говорит руководитель целевой подгруппы BRICS Payments and Fintech российской части рабочей группы «Финансовые услуги» Делового совета БРИКС Андрей Михайлишин. «Мы с коллегами из НРД сражались с китайцами и юаровцами, чтобы этот проект попал в согласованную часть годового отчета Делового совета БРИКС»,— отметил также Михайлишин.
В Йоханнесбургской декларации 2023 года члены БРИКС подчеркивали «важность поощрения использования национальных валют в международной торговле и финансовых операциях между странами БРИКС, а также их торговыми партнерами». Рябков в октябре 2024 года сообщил, что в торговых операциях России со странами БРИКС доля национальных валют достигла 65%. Страны БРИКС действительно хотят снижать свою зависимость от доллара, но скорее за счет расширения использования локальных валют, нежели за счет создания общей валюты, отмечают экономисты Банка Франции. Один из вариантов— интернационализация китайского юаня, который может в перспективе стать новой резервной валютой для трансграничных операций. Единая новая валюта БРИКС— пока что «утопия», признавал в 2023 году старший банкир ВЭБ.РФ Сергей Сторчак.
Говорить о перспективах валютного союза и создания единой валюты в формате БРИКС еще не приходится, солидарна директор центра экспертизы санкционной политики Института международных исследований МГИМО Екатерина Арапова. «Но точно неуклонно будет происходить процесс повышения роли валют стран— участниц БРИКС в международной валютно-финансовой системе. Одновременно внутри БРИКС будет расти значение национальных валют в качестве резервных, в первую очередь— китайского юаня»,— уверена Арапова.
По ее словам, хотя Китай и сохраняет валютные ограничения, внутри глобального Юга и БРИКС доля резервов, которые хранятся в юанях, будет расти. «Это связано с тем, что торговля внутри блока БРИКС растет быстрее, она становится чуть более сбалансированной. Кроме того, внутри БРИКС очевиден тренд на развитие торговли в национальных валютах»,— указывает эксперт. «Естественно, чтобы полноценно торговать в национальных валютах, нужно иметь устойчивый резерв валют, в которых совершаются внешнеторговые операции. Поэтому процесс накопления в качестве резервов валют БРИКС неизбежен— в первую очередь юаней, но в принципе это касается и российского рубля, и индийской рупии, и арабского дирхама»,— поясняет Арапова.
В октябре 2024 года Россия, как председатель БРИКС в нынешнем году, презентовала доклад с предложениями по реформированию системы расчетов и обеспечения инвестиций внутри объединения. В частности, было предложено создать «быструю, дешевую и надежную» систему трансграничных платежей с использованием технологии распределенного реестра. «Проблема в том, что в предложениях Минфина и ЦБ нет ничего нового»,— скептичен Михайлишин. «Ряд предложений похож на лозунги, очень не хватает конкретных прикладных шагов и практики, чтоже мы предлагаем»,— сказал он, добавив, что можно былобы проанализировать прошлый опыт, когда страны Совета экономической взаимопомощи использовали переводной рубль илиже будущая еврозона использовала в свое время расчетную единицу экю.
«Мы со странами БРИКС обсуждаем темы, связанные с платежами, международными платежами, проводим исследования на эту тему, но сейчас пока рано говорить о конкретных результатах»,— сказала журналистам глава Банка России Эльвира Набиуллина 17 октября.
Как эволюционировала повестка БРИКС
То, как менялись риторика БРИКС и спектр обсуждаемых тем, можно отследить по 15 итоговым документам 15 саммитов объединения (проходят в странах-председателях по очереди). Первый саммит (Екатеринбург, 2009 год) прошел на фоне глобального финансового кризиса, поэтому главной темой стала борьба с этим кризисом при ключевой роли «Большой двадцатки». Первое итоговое заявление было самым компактным— оно состояло всего из 16 пунктов. Дальше итоговые декларации стали разрастаться— самый большой документ был принят в 2016 году по итогам саммита на Гоа (Индия), он состоял из 110 пунктов.
У всех деклараций есть несколько общих положений, которые БРИКС повторяет от саммита к саммиту начиная с 2009 года. В первую очередь это реформа институтов глобального управления— укрепление центральной роли ООН и трансформация Совета Безопасности; усиление в ООН статуса Бразилии, Индии и ЮАР; реформирование Бреттон-Вудской системы с перераспределением квот и голосов в пользу развивающихся стран. «Реформа МВФ должна усилить голос и представительность беднейших членов организации, включая страны Африки к югу от Сахары»,— считают в БРИКС. С 2009 года члены формата говорят о том, что нужны «стабильная, предсказуемая и более диверсифицированная валютная система» и «более демократический и справедливый многополярный миропорядок».
Кроме того, страны БРИКС призывают других членов международного сообщества воздерживаться от протекционизма при центральной роли Всемирной торговой организации (ВТО), описывают, какие проекты и инициативы работают в рамках формата (например, декларация саммита 2014 года в бразильской Форталезе провозгласила создание НБР и пула валютных резервов).
БРИКС в своих декларациях дает и оценку международным событиям, причем чем дальше, тем больше: если в декларации 2010 года отмечалась только солидарность с народом Гаити в связи с землетрясением, то в документе 2023 года спектр заявлений был гораздо шире— от осуждения односторонних санкций, упоминания иранского ядерного вопроса и гонки вооружений в космосе до урегулирования конфликта на Украине (благодарность за «предложения о посредничестве и добрых услугах») и конфликта на Ближнем Востоке («установление суверенного, независимого и жизнеспособного государства Палестина»).
Насколько страны БРИКС солидарны в политической сфере
При этом нельзя сказать, что участники объединения имеют единую внешнюю политику. Чтобы понять, насколько созвучны позиции стран БРИКС по ключевым международным вопросам, РБК проанализировал, как страны голосовали в Генассамблее (ГА) ООН по конфликтам на Украине и на Ближнем Востоке.
В первом случае речь идет о следующих шести документах, принятых на чрезвычайной сессии ГА по Украине в 2022–2023 годах.
- Резолюция ES-11/1 (2 марта 2022 года), в которой содержится требование «немедленно, полностью и безоговорочно» вывести российские войска с территории соседнего государства. Резолюция ES-11/2 (24 марта 2022 года) с повторным призывом. Резолюция ES-11/3 (7 апреля 2022 года), которой приостанавливается участие России в Совете ООН по правам человека (СПЧ). Резолюция ES-11/4 (12 октября 2022 года) о референдумах в Донецкой, Запорожской, Луганской и Херсонской областях. Резолюции ES-11/5 (14 ноября 2022 года), в которой говорится, что Россия «должна быть привлечена к ответственности за любые нарушения международного права на Украине или против Украины». Резолюция ES-11/6 (23 февраля 2023 года), в которой содержатся призыв к дипломатическому решению конфликта и требование вывести российские войска.
Россия проголосовала против всех резолюций. Воздерживались от голосования по всем документам Индия и ЮАР. Бразилия, Египет, ОАЭ и Саудовская Аравия поддержали четыре резолюции и воздержались при голосовании по двум, где речь шла об исключении России из СПЧ и привлечении ее к ответственности.
По конфликту на Ближнем Востоке РБК проанализировал голосование по четырем документам.
- Резолюция A/ES-10/L.25 (27 октября 2023 года), которая призывает «защитить мирное население Газы и установить режим гуманитарного прекращения огня». Резолюция A/RES/ES-10/22 (12 декабря 2023 года) о немедленном гуманитарном прекращении огня. Резолюция A/RES/ES-10/23 (10 мая 2024 года) о приеме Палестины в ООН. Резолюция A/ES-10/L.31/Rev.1 (18 сентября 2024 года), которая требует, чтобы Израиль в течение года «безотлагательно положил конец своему незаконному присутствию на оккупированной палестинской территории».
Здесь страны БРИКС ни разу не проголосовали против. Индия и Эфиопия воздержались при голосовании по двум документам— по первой резолюции о прекращении огня и четвертой о прекращении присутствия Израиля на территории Палестины. В остальном у стран БРИКС по ближневосточному конфликту наблюдался консенсус.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram