Соответствующий законопроект Министерства транспорта не нашёл поддержку в других ведомствах.

 

Минтранс решил поделить водителей на любителей и профессионалов ещё в 2017 году. Идея заключалась в том, чтобы упростить процесс получения прав для автомобилистов-любителей и одновременно ужесточить требования к профессиональным водителям. Вторым также пришлось бы раз в пять лет подтверждать квалификацию. С тех пор инициатива обсуждалась, но большинство ведомств высказались против. Теперь отрицательную оценку дало Минэкономразвития.

На сегодняшний день после обучения в автошколе каждый кандидат получает соответствующее свидетельство. С этим документом он идёт сдавать экзамен в ГИБДД. После получения прав водители по идее могут получить соответствующую работу (хотя обычно, конечно, в шофёры берут людей с опытом вождения). В итоге в Минтрансе предложили сделать обучение разным для тех, кто хочет водить машину, так сказать, «для себя», и для тех, кто желает таким образом зарабатывать.

Однако в ходе разработки идеи ведомство так и не пояснило, кто будет составлять и утверждать новые программы обучения. Не ясно, как в связи с этим автошколам придётся менять оборудование (материальную базу), как им получать лицензию и т.д. Судя по документу, раздельное образование для профессионалов и любителей должно привести к тому, что сократится число аварий по вине водителей грузовиков и автобусов. Однако в законопроекте указано, что на профессионалов необязательно учиться тем, кто будет водить армейский грузовик, машины МЧС, Росгвардии и иных спецслужб.

Как сообщает «Российская газета», в Минэкономразвития отметили, что в законопроекте а качестве контроля знаний и навыков будущих водителей-профессионалов предусмотрен только квалификационный экзамен на права. Такой подход способен привести к лишь формальному исполнению требований законодательства, при этом реального повышения качества подготовки водителей не будет.

Вероятнее всего, в России появятся недобросовестные компании, которые начнут выдавать свидетельства таким «профессионалам» без проведения требуемого обучения. При этом расходы на получения прав в обязательном порядке вырастут. Только предполагаемого эффекта не будет.

В МВД ранее отмечали, что считают недопустим снижение качества подготовки водителей, даже если они будут любителями. Сейчас ведомство тоже готовит реформу, которая коснётся сдающих на права. Напомним, этапы «Площадка» и «Город» планируют объединить в один практический экзамен. У этой идеи есть и противники, и сторонники. Первые утверждают, что начальный практический экзамен служит неким тестером для кандидатов и показывает, можно ли пускать их на дороги общего пользования. Вторые считают, что такой «тестер» был нужен, когда разрешалось приходить на экзамены после самоподготовки, однако наличие свидетельства об окончании автошколы является обязательным с 2013 года.

У ГИБДД есть и новые идеи: например, за кандидатами планируют закрепить обязанность сдавать экзамен на права только в том подразделении ГИБДД, к которому приписана автошкола. Предполагается, что это поможет сократить уровень коррупции в сфере выдачи водительских удостоверений.

11.07.2019